Наталья Мельниченко: самый лучший урок — личный пример

В 2008 году в рамках нацпроекта «Образование» десять тысяч учителей получат денежное поощрение по сто тысяч рублей. В Башкортостан отправятся 363 «педагогических» гранта. О тех, чей профессионализм был отмечен и признан ведущими российскими специалистами — о сельских и городских учителях, мы рассказываем на страницах «БАШвеста».

Каждый из нас весьма трепетно относится к плодам своего труда, будь то дело, требующее от нас значительных затрат времени и сил, или небольшая работа. Усилия, которые выливаются в конкретный результат, всегда приятны. И так в любой профессии, за одним исключением. Результат деятельности учителя никогда не бывает конечным: все то, что закладывает в ребенке педагог, проявляется на протяжении всей жизни малыша-подростка-человека.

К примеру, сегодня школьник верно решил задачу или написал диктант, завтра он стал победителем олимпиады, спустя еще пять лет — успешно закончил школу и поступил в вуз, а потом — сделал научное открытие. И это только собственно обучение. Воспитание не менее важно: морально-этические ориентиры, которые дает ребенку учитель, сложно переоценить. Сформировать человека, как бы это торжественно ни звучало, именно сформировать, слепить — очень непросто. Неудивительно, что чужие люди в этой профессии не задерживаются, а те, кто действительно стал Учителем, несмотря ни на какие трудности, а ведь их немало, свое дело оставить не смогут.

— В свое время, в 80-е я пробовала работать в банке, причем довольно успешно: за год стала старшим программистом, — рассказывает учитель математики уфимского лицея N153 Наталья Владимировна Мельниченко. — Но без школы, без детей не смогла. И все вроде бы хорошо было — коллектив дружный, зарплата большая, а только все не то: и скучно, и грустно, не так, как в школе, где жизнь действительно кипит.

И в этом «школьном движении» Наталья Владимировна находится вот уже 25 лет.

— Не могу сказать, что педагогикой я грезила, мечтала быть учителем, — говорит Мельниченко. — Однако предпосылки к тому были. В школе я была активисткой, в том числе, и вожатой в младших классах: с детьми я ладила всегда. Сейчас вспоминаю, как читала им рассказы Носова, «Занимательную арифметику» Перельмана; когда отведенное на занятие время выходило, останавливалась на самом интересном месте, чтобы на следующий день малыши ждали меня с нетерпением. Значит, уже тогда подсознательно я понимала: чтобы мотивировать детей на какую-либо деятельность, их нужно заинтересовать.

Сегодня Наталья Владимировна работает с 10-11 классами. Она не только учитель математики, но и классный руководитель. Кажется, что это все несложно. Но есть одно «но»! Ребята приходят в лицей после девятого класса из разных школ. Педагогу в данном случае нужно не только выстроить свое общение с классом, но и помочь ребятам подружиться, стать, как и положено, сплоченным коллективом.

— В начале сентября мы с классом едем на Инзер, на целый день, — рассказывает учитель. — Дети еще друг друга не знают, я их тоже — а такое путешествие, тем более на природе, помогает увидеть: кто есть кто. И уже исходя из этого, выстраивать работу. Поездки 10-11-х классов в начале учебного года на природу — добрая традиция нашего лицея.

Однако на этом путешествия лицеистов не заканчиваются. За два года учебы вместе с классным руководителем они успевают побывать в Москве, Санкт-Петербурге, Стокгольме и, конечно, объездить всю республику.

— К родной земле у меня отношение трепетное: к природе края, к любимой Уфе, и так должно быть для каждого: ведь это — наш дом, — подчеркивает Наталья Владимировна. — Дети все это чувствуют еще тоньше. Как-то мы с классом ехали из Одессы. Стали подъезжать к Башкортостану, Абдулино проехали, и вдруг они все вылезли и стали кричать: «Башкирия! Моя родная!» Это было удивительно и приятно.

Совместные поездки ребят, безусловно, сближают. А это помогает и в учебе. Система обучения Мельниченко не сводится к традиционной форме взаимодействия: учитель-ученик. Если у одноклассника что-то не получается, ему на помощь приходит весь класс: проблема обсуждается, пути решения дети ищут вместе.

— Вообще нужно заметить, что на уроках я не экспериментирую с наглядностью, не изобретаю новые формы занятий, — рассказывает Наталья Владимировна. — Урок строится по традиционной схеме: сначала ребята задают вопросы, говорят, что не получилось в домашней работе, или было не до конца понятно из материала прошлого занятия. Мы вместе «прорабатываем» проблемные моменты. Затем приступаем к изучению новой темы.

А вот сам материал существенно отличается от традиционной школьной программы: основой урока становятся тесты, задания, которые выполняют абитуриенты ведущих российских вузов.

— Конечно, усвоить эту информацию не всегда просто, — подчеркивает Мельниченко. — Если у ребят возникают затруднения, они всегда могут обратиться за помощью к своим одноклассникам и ко мне на дополнительных занятиях.

Таких занятий может быть несколько за неделю. Причем они не факультативные, а значит — для преподавателя бесплатные. Однако Наталья Владимировна, как и многие наши учителя, готова проводить в лицее и день, и ночь — был бы результат.

А результат есть, и какой! По итогам последнего ЕГЭ по математике у лицея N153 — лучший результат в Уфе. В выпускных классах, где преподавала Мельниченко, из 46 ребят — лишь четверо сдали экзамен на «хорошо», остальные — на «отлично»! При этом 44 выпускника поступили в вузы на бюджетной основе, некоторые еще до начала вступительных экзаменов — по итогам олимпиад вузов.

— Работа учителя — это кропотливый труд, — утверждает Наталья Владимировна. — Полное погружение в свою работу, иначе ни о каком положительном итоге педагогической деятельности не может быть и речи.

По словам Мельниченко, также важно — уметь слышать ребенка. А потому на уроках Натальи Владимировны приветствуются нестандартные формы решения:

— Мне не нужно, чтобы ребенок решил ту или иную задачу по шаблону, по учебнику — пусть экспериментирует и не боится ошибаться.

Для этого, по мнению педагога, урок нужно проводить в форме диалога, а учитель должен стать партнером, а не источником готовых знаний и директивных указаний.

— Поэтому до урока доска у меня всегда чистая, — отмечает педагог, что, кстати, довольно нетрадиционно. — Даже тему урока я не пишу заранее, мы ее формулируем с ребятами. Каждый понимает, что он не просто учится, а сам участвует в процессе обучения: в обсуждении, споре — детям это интересно.

В этом году Наталья Владимировна Мельниченко выиграла федеральный грант. Однако, как подчеркивает педагог, это для учителя — не главное, первостепенной остается сама работа — учить и воспитывать детей.

— Причем процесс этот должен быть совместным: педагог и родители должны объединиться, — отмечает Наталья Владимировна. — И что бы ни говорили, для ребенка самым лучшим уроком всегда будет личный пример взрослого.